Волощук Светлана Алексеевна, воспитатель МДОБУ«ЦРР Д/С№105 ЛГО»
Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации дошкольникаСюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации дошкольника Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Игра - это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Она напрямую влияет на процесс социализации дошкольника. Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. В воображаемой ситуации, наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. Сюжет – это та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными. Сюжетно-ролевыеигры в детском саду выполняют целый ряд функций: социокультурная функция. В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. коммуникативная функция. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели деятельная функция. Игра – это всегда действие, реальная деятельность. функция самореализации. Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки. функция коррекционная (защитная). В ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы. Структура ролевой игры роль игровые действия игровое употребление предметов реальные отношения между играющими «Этапы формирования сюжетно ролевой игры» На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом. На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенности игровой деятельности в разных возрастных группах: 2-3 года – предметно-манипулятивная игра, игра «рядом»; 3-4 года – партнерская игра со взрослыми, индивидуальная игра с игрушками, игровое действие; 4-5 года – коллективная игра со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация; 5-6 лет – усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения; 6-7 лет – длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью. Принципы организации сюжетной игры в ДОУ. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Воспитатель должен на протяжении всего дошкольного детства развертывать игру так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Воспитателю необходимо показать ребенку взаимосвязь между игровыми действиями и сотрудничестве в игре Уровни - развития ролевой игры. игры в отдельные действия взрослых. простые ролевые игры. сюжетно-ролевые игры. творческие сюжетные игры. Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение их соответствующими игрушками, игровым материалом. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей. Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и самостоятельно могут организовать игровую обстановку. Однако и им необходимы сюжетные игрушки и разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.
20 июня 2021 в 10:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.