Волощук Светлана Алексеевна, воспитатель МДОБУ«ЦРР Д/С№105 ЛГО»

Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации дошкольника

 Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации дошкольника

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

                                                                                                       В. А. Сухомлинский

Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Игра - это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир.

Она напрямую влияет на процесс социализации дошкольникаИгра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в

психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память,

воображение, творчество.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение

регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера.

Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению

учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.

Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир.

Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. В воображаемой ситуации, наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

Сюжет – это та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру.

Роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными.

Сюжетно-ролевыеигры в детском саду выполняют целый ряд функций:

социокультурная функция. В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа.

коммуникативная функция. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели

деятельная функция. Игра – это всегда действие, реальная деятельность.

функция самореализации. Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки.

функция коррекционная (защитная). В ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы.

Структура ролевой игры

роль

игровые действия

игровое употребление предметов

реальные отношения между играющими

«Этапы формирования сюжетно ролевой игры»

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.

Особенности игровой деятельности в разных возрастных группах:

2-3 года – предметно-манипулятивная играигра «рядом»;

3-4 года – партнерская игра со взрослыми, индивидуальная игра с игрушками, игровое действие;

4-5 года – коллективная игра со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация;

5-6 лет – усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения;

6-7 лет – длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.

Принципы организации сюжетной игры в ДОУ.

Воспитатель должен играть вместе с детьми.

Воспитатель должен на протяжении всего дошкольного детства развертывать игру так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Воспитателю необходимо показать ребенку взаимосвязь между игровыми действиями и сотрудничестве в игре

Уровни - развития ролевой игры.

игры в отдельные действия взрослых.

простые ролевые игры.

сюжетно-ролевые игры.

творческие сюжетные игры.

Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение их соответствующими игрушками, игровым материалом. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей. Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и самостоятельно могут организовать игровую обстановку. Однако и им необходимы сюжетные игрушки и разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.


20 июня 2021 в 10:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.